20 января — день рожденья Екатерины Адольфовны Шнейдер, учительницы детей Царской семьи

By admin Без рубрики Комментариев к записи 20 января — день рожденья Екатерины Адольфовны Шнейдер, учительницы детей Царской семьи нет

О личности гоф-лектрисы Екатерины Адольфовны Шнейдер вплоть до сегодняшнего имеются весьма отрывочные биографические сведения.

Так, известно, что  Екатерина Адольфовна Шнейдер (Шнайдер) родилась в 1856 году и до 1884 года преподавала русский язык и словесность в одном из московских пансионатов.

Она приходилась племянницей Г.И. Гиршу, состоявшему в должности Лейб-хирурга при Особах Императоров Александра II и Александра III. По рекомендации дяди Екатерина попала в штат придворных Великой княгини Елисаветы Феодоровны и заняла среди них место учительницы русского языка.

Екатерина Шнейдер не только была непревзойденным учителем русской словесности у Великой княгини, но и стала ей близкой подругой, была очень привязана к Царским детям,  постепенно к ней перешел главный надзор за детьми.

Под руководством 28-летней Екатерины Шнейдер, 20-летняя Великая княгиня Елизавета Фёдоровна делала просто поразительные успехи в овладении новым для нее русским языком, а равно с ним и в изящной словесности. Обучив Великую Княгиню русскому языку и изящной словесности, Екатерина Шнейдер до 1894 года продолжала оставаться в штате её придворных.

В канун приезда в Россию принцессы Алисы в качестве невесты наследника Цесаревича Николая Александровича, она по рекомендации Эллы едет в Кобург, где за довольно короткий срок обучает Алису Гессенскую русскому языку, а по приезде в Россию занимает аналогичную должность при Дворе будущей Императрицы.

Годы, проведенные Екатериной Адольфовной при особе государыни, настолько сблизили этих двух женщин, что каждая из них уже не представляла своей жизни без общества друг с другом.

Екатерина Адольфовна, которую государыня ласково звала «Шнайдерляйн» или «Трина» (производное от имени Екатерина) стала для государыни одним из самых близких людей, без советов которой она уже не принимала никаких, даже мало-мальски решений и без которой она не мыслила ни одного из своих путешествий.

Не согласившаяся покинуть Царскую семью во время ее содержания под стражей в Царском Селе, Екатерина Адольфовна Шнейдер вместе с другими слугами, добровольно разделившими это заточение, преподавала Великим княжнам арифметику и русскую грамматику.

А когда Венценосной Семье было объявлено о ссылке в далекую Сибирь, она не колеблясь, выразила желание последовать за ней.

Находясь в Тобольске, Екатерина Адольфовна Шнейдер вместе со своими горничными Екатериной Живой и Марией Кулаковой проживала в верхнем этаже дома купца-рыбопромышленника Корнилова. Однако ей, практически, ежедневно приходилось посещать «Дом Свободы», где она продолжала проводить занятия по русскому языку с наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем.

Переживая разлуку со ставшими ей близкими людьми Государем и Государыней, Екатерина Адольфовна Шнейдер до самого последнего дня находилась рядом с Царскими детьми, поддерживая их своим участием в тяжелые дни разлуки с родителями.

Вместе с ними отправилась она и в свое последнее путешествие в Екатеринбург, в который прибыла 23 мая 1918 года и где в качестве «гражданина Е.А. Шнейдер» была помещена в Арестный дом (Тюрьму № 2), в котором содержалась до 20 июля 1918 года.

О последних днях и часах земной жизни этой замечательной женщины свидетельствуют сухие строки секретного документа – Докладной записки за № 43 от 17 мая 1919 года, поданной генерал-лейтенантом М.К. Дитерихсом на имя Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака,  в которой, в частности, говорится:

«(…) 20 Июля, вместе с Княгиней Еленой Петровной /Сербской/, Гр. Гендрикова и Е. Шнейдер были отправлены в особом вагоне, под усиленной охраной в г. Пермь где, по прибытии, были заключены в Пермскую Губернскую Тюрьму. Одновременно с ними перевезен туда же и Камердинер Алексей Волков.

В ночь на 4-е Сентября /все числа по н.с./, Гр. Гендрикова, Е. Шнейдер, А Волков и ещё восемь других лиц, по постановлению Пермской Чрезвычайной комиссии, были взяты из тюрьмы и отведены в Арестный дом, а оттуда, в ту же ночь, выведены по Сибирскому тракту за 4 версты от города на поля орошения и там, в канаве, убиты. По дороге А. Волкову удалось бежать».

 

  • Share:

Leave a comment