В рамках Царских дней состоялась лекция о почитании Царя Николая II в сербских землях

By admin Без рубрики Комментариев к записи В рамках Царских дней состоялась лекция о почитании Царя Николая II в сербских землях нет

18 июля 2021 года, в рамках Царских встреч перед зрителями центра «Царский» и интернет-аудиторией выступила Елена Аркадьевна Осипова, кандидат филологических наук, председатель Общества русско-сербской дружбы, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН (Москва). Ее лекция была посвящена почитанию Царя-страстотерпца Николая II в Сербии. Онлайн-трансляция велась на YouTube-канале культурно-просветительского центра «Царский».

Почитание Царя-мученика Николая II в сербских землях

На героических Балканах издавна было сугубо трепетное отношение к сакральной фигуре Русского Царя, обладающего харизмой Божьего Помазанника.  Слово «харизма» в переводе с греческого означает «оказанная милость», «дар», а в святоотеческом толковании – «благодать». Именно благодатное служение православного Государя удерживало христианский порядок жизни, по слову апостола Павла из его послания к Фессалоникийцам об Удерживающем (2 Фес 2:6). То есть в основе этого почитания был, прежде всего, ярко выраженный религиозный смысл, который сербы как наши православные славянские братья очень хорошо чувствовали и понимали. Не менее красноречива и знаменитая сербская поговорка, которая гласит: «На небе – Бог, а на земле – Россия».

В свете такого отношения к Русскому Царю подобное традиционное почитание Государя Николая II вполне закономерно, и все же его образ сугубо запечатлелся в сербской исторической и национальной памяти. Достаточно упомянуть, что сербы сравнивают его с великомучеником князем Лазарем Косовским – одной из наиболее значительных и ключевых личностей сербской национальной истории. Князь Лазарь, которого эпические песни именуют царем, со своим войском ценой своей жизни решительно преградил путь османским завоевателям, которые рвались на Балканы и далее – в Европу. Святитель Николай (Велимирович), «сербский Златоуст», как называют его сами сербы, говоря о подвиге России и о самом Государе Николае II,  вступившемся за сербский народ в Первую мировую войну так сказал о нашем Царе: «Еще один Лазарь и еще одно Косово!» Подобная оценка, безусловно, является высочайшей похвалой, какую только можно услышать из сербских уст, поскольку сербская традиция рассматривает всю сербскую историю через призму Косовской жертвы и Косовского завета. Если же говорить о характерных достоинствах двух наших великих славянских святых, то главным для сербского сознания является то, что оба они «прилепились к Царству Небесному», как говорится в народной песне Косовского цикла, и, зная наперед свой исход, сознательно пошли на смерть, поступая по правде Божией. Но Косовский выбор князя Лазаря и Голгофа Царя-мученика ознаменовали духовную победу как залог непременного будущего Воскресения наших православных народов.

Сербская державная традиция неизменно поддерживала и осуществляла идею собирания сербских земель как духовного и культурного стержня, вокруг которого в годину испытаний собирались соседние славянские и балканские народы. Именно поэтому во время коммунизма основной удар был направлен на сербскую нацию и на Сербскую святосаввскую Церковь в рамках проекта по «разрушению сербского культурного и этнического пространства», по выражению академика Веселина Джуретича. Царскую роль удерживающего признавали за Сербией даже ее злейшие враги. Известно, например, крайне циничное высказывание идеолога титовской политики Моше Пияде, (его, кстати, называют «югославским Свердловым»). Свой план по коммунизации, а значит и дехристианизации всего Балканского полуострова он стремился проводить в соответствии со следующими своими словами: «Руководство югославской коммунистической партии, сознавая свою роль, констатирует, что Балканский полуостров ещё долго не удастся коммунизировать, если не сломать хребет сербству и православной церкви, поскольку известно, что именно эти два фактора всегда препятствовали как османскому продвижению на Запад, так и продвижению коммунизма и Австрии на Восток»[1].

Следствием данных процессов стало изощренное гонение на духовенство во времена коммунизма, а также создание уже в середине XX века т.н. псевдонаций, когда, например, в 1945 году Иосиф Тито инициировал искусственное разделение единой сербской нации на сербов и черногорцев. Как мы хорошо знаем из нашей истории, в 1918 году большевики запустили аналогичный процесс по разделению исторически триединого русского народа на русских, украинцев и белорусов. Между тем особо важно подчеркнуть, что подобные явления стали возможны после антирусской и антихристианской революции 1917 года и убийства Русского Царя, которое стало трагедией не только для России и ее тысячелетней государственности, но и для всего славянского мира, особенно православного.

Тщательно подготовленный силами «мировой закулисы» (по выражению И.А. Ильина) план по свержению христианских монархий в начале XX века привел к известным событиям, послужившим поводом к развязыванию Первой мировой войны. Когда все возможные дипломатические и политические средства и усилие по ее предотвращению были исчерпаны, государь твердо и уверенно вступился за единоверный и единокровный сербский народ и явил тем самым не только честность и благородство, но и мудрость, по-видимому, прозревая, что данные грозовые события все равно никого не обойдут стороной. И хотя по-прежнему находятся иногда люди, готовые обвинить царя в том, что шаг этот, дескать, стал причиной революции (которую пытались устроить задолго до того), время доказало всю правоту нравственной и гражданской позиции Государя. Ведь сербский народ как западный форпост Православия и славянства всегда первым принимал на себя удары, предназначенные и России. Так, официальная Россия и в 1999 г. (и несколькими годами ранее, в период войны в Боснии) не только не оказала сербам даже моральной поддержки, но и воспрепятствовала им восстановить историческую справедливость в Косове и Метохии. Запад же – прежде всего в лице США и НАТО – все равно продолжил свое наступление на православный славянский мир, благодаря чему теперь полыхают уже наши окраины и льется русская кровь на Донбассе.

В Сербии почитание Царя-мученика начинается уже с конца 20-х гг. XX века. Огромную роль в этом вопросе сыграл святитель Николай Сербский, по инициативе, которого в древнем сербском монастыре Жича, где короновали первых сербских государей, была написана фреска с изображением Царя-мученика. Сохранились проникновенные слова епископа Николая о Государе и его твердом заступничестве за сербский народ:  «Совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего».

Сегодня в честь Царской семьи на Сербской земле возводятся храмы. Например, в столице боснийских сербов – на территории героической Республики Сербской – в г. Баня Лука. Там строится удивительный храм – копия собора в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех Чудова монастыря в Московском Кремле, разрушенного большевиками в 1929 г. Есть в Баня Луке и свой памятник государю. Однако самый красивый и величественный расположен в центре Белграда, где давно уже есть и улица, названная царским именем. В ознаменование удивительной внутренней духовной связи двух славянских святых и у нас в России, в г. Кингисепп, что в Гатчинской епархии, в 2016 г. был заложен храм в честь благоверного князя Лазаря Косовского и царя-мученика Николая II.

Несмотря на то что наши народы сегодня переживают отнюдь не легкие времена, будем верить – по слову святого Николая Сербского – в особую миссию православных славян. Как мы помним, сербский святитель предрекал вслед за преподобным Серафимом Саровским, прославленным по личному настоянию нашего государя, – величие духовной и державной мощи грядущего православного царства, страшного для врагов Христовых. Сегодня обращение к примеру почитания Царя-мученика братским сербским народом и его верности своему славянскому естеству и героическому бытию напоминает нам, русским, о нашем собственном великом долге и царском призвании.

Осипова Елена Аркадьевна, к.ф.н., старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН


[1] Цит по: Велибор Джомич. Страдания Сербской Церкви от коммунистов. Цетине, 1997. С. 24.

  • Share:

Leave a comment